1 июля

Как пробежать свой первый старт в триатлоне и победить демонов

Поделиться
Поделиться

Что делать, когда на старте всё пошло не так, как рассчитывал? А если это к тому же твой первый старт? Сдаться или ответить на вызов? Позволить себе пойти на дно или опереться на свои страхи и вытащить себя из бездны отчаяния? Это спорт, тут нет правильных ответов и тут каждый решает сам. Вот, например, история нашего ученика Александра Спиридонова о своём первом триатлонном старте – олимпийке в Белово. История победы.

За день до страта
Приезжаю в столицу Триатлона в Сибири – город Белово. Заезжаю в стартовый городок, который встречает меня большой спортивной аркой с надписью ФИНИШ и ярким электронным табло. Ещё не стартовал, а уже мысленно прошёл всю дистанцию, получил заряд эндорфинов и дофамина. Выхожу из машины, попадаю в транзитную зону – в голове детский восторг от стартового городка и синих ковровых дорожек от реки до транзитной зоны. Везде флаги, арки, волонтёры, спортсмены и счастливый Я. Такую эйфорию последний раз испытывал, когда родились мои сыновья.

Но не время радоваться, впереди запланирована тренировка (30 минут на велосипеде и 20 минут бег). Не раздумывая, запрыгиваю на своего коня, проезжаю всю трассу, пытаюсь изучить рельеф: где горка, а где спуск, где поддать мощи, а где заехать на лёгкой передаче. Просмотр трассы помог распределить силы, увидеть, где нужно вкладываться, но опыта не хватило, чтобы учесть абсолютно все нюансы и сложности прохождения трассы, которые меня ждали впереди, и это один из вызовов, который я получу завтра.

А пока на дофамине после 30-минутной тренировки на велосипеде я надеваю кроссовки и в неспешном темпе начинаю изучать беговую трассу. Бегового опыта у меня достаточно, чтобы пробежать с улыбкой на лице 10 км. Я наивно думал, что проблем во время бегового этапа не будет, ведь позади 4 полумарафона, но триатлон – совсем другой вид спорта, где на каждом этапе свои испытания.

Вызов первый – стресс
Закончив тренировку, иду на инструктаж, но вдруг звонит телефон. После этого звонка начнётся мой первый старт в триатлоне. На другом конце телефона за 250 км от меня, в другом городе, бушует стихия: дождь, торнадо, землетрясение, извержение вулкана, реки слез от поведения старшего сына-подростка. Уже в этот момент я начал думать о том, чтобы всё бросить и ехать домой. Дофамин в крови резко заменился кортизолом. На автомате пытаюсь дослушать инструктаж к старту, многое пропускаю, урок проходит очень скомкано, настроение подавленное. Так к моему первому старту подключается первый вызов «Стресс», который даст о себе знать во время первого этапа и во время подготовки к гонке.

Собираюсь
Тем не менее, получив напутствие от тренера, решаю, что домой не поеду: не для этого я вставал каждый день в 6 утра 6 месяцев и херачил, как раб на галере. Еду в отель, заселяюсь, занимаюсь подготовкой инвентаря, ужинаю, ложусь спать в 23 часа, не могу уснуть до часа ночи, поэтому открываю бутылку пива, выпиваю и проваливаюсь в тревожный сон.

Сон и психическое самочувствие спортсмена не менее важно, чем физическое состояние, которое у меня было в боевой готовности, но кому это интересно, когда в голову лезут полчища тараканов.

Встаю в 6:00. Надо успеть собраться, позавтракать в отеле и успеть доехать до стартового городка, чтобы занять удобное парковочное место. Пытаюсь мыслить позитивно, настраиваюсь на старт, получаю чип, готовлю инвентарь в транзитной зоне, вроде бы всё хорошо, испепелил всех демонов-тараканов в голове, но это только мне показалось.

Старт!
Эйфории от старта не получилось, сказался короткий тревожный сон и стресс, поэтому к старту подходил в непонятном состоянии, то ли радоваться, то ли бояться, то ли еще что…

И вот звучит стартовый гонг, все бегут в реку и плывут. Захожу в воду почти последним, так как я не особо пловец. Согласно заветам учителя, начал работать ровно без рывков в своем темпе, но всё равно первые 200 метров кто-то попадал мне по голове, кому-то я, и это сильно сбивало темп.

Вызов второй – паника
А затем начался ад. Я видел, как все легко уплывают вперед, а я еле плёлся за всеми. Хотя работал в своем темпе, но в какой-то момент у меня началась паника, я начал задыхаться и мне не хватало кислорода уже на 400 метрах, а плыть еще 1100 метров. В голову потихоньку начали ползти выжившие тараканы-кортизолы, мысли о семье сбивали с ритма.

На тренировках я плыву медленно, думаю о технике гребка, работе ног, о правильном выдохе и вдохе, все мысли только об этом, но только не сегодня и не сейчас. Тараканы в голове спрашивали: «А зачем тебе это нужно?», «Что ты здесь делаешь?», «Ты точно не доплывешь!», «Ты же тонешь, нужно поднять руку и сдаться, как тебе объясняли на брифинге». Но что-то мешало это сделать, то ли характер неуступчивый, то ли врожденная вредность доказать всем, что я не сдался в трудную минуту, то ли страх показаться слабым для всех, кто знал, что я здесь. Поэтому продолжаю работать, несмотря на мрак в голове. Когда было совсем тяжело, переворачивался на спину, но продолжал плыть.

Через 800 метров как будто отпустило, начал вкладываться в гребок, хоть и неправильно (как в первый раз на тренировке), но понимал, что главное работать, двигать себя по чуть-чуть вперед, а там разберёмся.

А потом – финиш, и уже на первом этапе – немного эндорфинов в мозг, и вот кортизол чуть сдает позиции.

Вызов третий – падение
Прибегаю в транзитную зону и понимаю, что все уже уехали, осталось около 20 велосипедов и опять грусть, что этап завален. Кортизол возвращается. Прохожу транзитку, забываю взять третий гель (итак, на 40 км велоэтапа у меня всего два геля). Понимаю, что облажался, но прыгаю на велосипед и начинаю крутить педали, съев один из гелей.

Велосипедный этап начинался хорошо, помогало знание рельефа трассы. По пути обгоняю других атлетов – это понимание добавляет дофамина, чувствую, что скорость рабочая. Проезжаю первый круг, захожу на вираж в повороте, колеса теряют сцепление с асфальтом, и я падаю на скорости на правый бок, обдираю кожу на ногах, бедре, плече, руках и даже пальцах.

Первая мысль – о ключице, сломана или нет. Трогаю её, вроде бы в порядке. С огромным облегчением выдыхаю, вспоминаю свое первое падение с велосипеда девять месяцев назад при подготовке к своему первому несостоявшемуся старту. А тогда перелом ключицы – это операция, титановая пластина, которая до сих пор со мной, пять месяцев без спорта и одинокое восстановление. И в этот момент мысли сойти с дистанции возвращаются. Жутко болят руки, нога, бедро и плечо, всё горит огнем, кровь и ссадины по всему телу.

Адреналин помогает встать на ноги, поднимаю велосипед, смотрю на него, погнута ручка переключения передач, других поломок с первого взгляда не видно. Молю бога, чтобы всё работало, кое-как запрыгиваю на велосипед и начинаю крутить педали, уже хорошо. Далее нужно, чтобы скорости переключались: нажимаю раз – звук щелчка, скорость переключилась, потом еще раз - работает, теперь пробую понизить скорость – более длинный щелчок и всё работает. Китайцы могут делать хорошие и надёжные велосипеды!

Опять эндорфины радости, что я в гонке, а адреналин заставляет забыть про боль. Второй и третий круг проезжаю без проблем, но на одном геле, не хватило энергии на третий круг. Тем не менее доволен собой, так как обошёл около пятнадцати атлетов на велоэтапе, что сильно подняло мотивацию бороться дальше.

После падения – урок на все остальные велоэтапы, изучать не только рельеф трассы, но и все повороты на предмет песка и маленьких камней, которые могут внести свои коррективы в гонку. Позже я узнал, что на этом участке разложилось кроме меня еще пять участников.

Вызов четвёртый – бег
Заканчиваю велоэтап – ещё одна транзитка: прыгаю в кроссовки, беру два геля, выбегаю из транзитной зоны, а уже идет награждение победителей. Опять мотивация падает, кто-то уже закончил, а я только начинаю беговой этап.

Бег начинается очень тяжело, пульс поднялся сразу до 160 ударов в минуту, при это темп около 6:00. Я на тренировках в таком темпе бегу с пульсом 140 (понимаю, что нужно добавить больше бриков в подготовительную программу).

Но впереди ещё 10 км, а поднять темп не позволяет пульс – и это очередное испытание на новом этапе. Но не успел я разбежаться, как после полутора км на спуске начинает сводить икру левой ноги. Вот уже ногу дико сводит, не могу бежать, поэтому перехожу на шаг и потихоньку иду на спуск. В голову приходят воспоминания о первом полумарафоне, когда последние 5 км я шёл пешком из-за этой же проблемы, а здесь еще 8,5 км и я уже думаю, что точно не смогу финишировать.

Но после спуска начинается подъём, на котором мышцы работают чуть по-другому, и нога уже не так сильно беспокоит, поэтому начинаю добавлять темпа. Через 200 метров небольшой дискомфорт в ноге, но терпимый, и я могу поддерживать темп. Через километр уже забываю про ногу и благодарю её за то, что не сдается вместе со мной и мы вместе продолжаем свои страдания. В итоге, я не смог добавить в скорости и пробежал с высоким пульсом (так и не понял, как его восстановить, но это тоже опыт).

Победа
Прибежал к финишу я уже счастливым и раздавал всем пятюни с улыбкой на лице.

Это была отличная гонка с неоднозначным результатом, с поломанным велосипедом и с кучей ссадин по всему телу.

*Если спросят, что я запомню с первого старта, то это будет не счастливый финиш, не падение и сломанный велосипед, не ссадины и не сводящие икры ног, а победа над своей головой, над теми тараканами, которые заставляют нас сдаваться и останавливаться.

Ценность таких стартов в том, что ты узнаешь про себя. В ситуациях такого рода становятся видны все твои качества — такие, о которых ты мог не подозревать раньше.*

Поделиться